Выступление делегации Беларуси на заседании постсовета ОБСЕ в ответ на выступления делегаций ЕС и США
28.07.2022 г.
Постоянный Совет ОБСЕ
Вена, 28 июля 2022 года
Выступление
в ответ на выступления делегаций ЕС и США
Уважаемый господин председатель,
Мы не планировали отдельно поднимать вопрос о вопиющей несправедливости и предвзятости, связанной с рассмотрением в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО) доклада об инциденте с рейсом «Райанэйр» FR4978.
Позиция Республики Беларусь, наши доводы подробно изложены в документе, который мы распространили 27 июля под номером SEC.DEL/331/22. Приглашаем всех заинтересованных ознакомиться с этим документом. Сегодня мы распространим этот документ на английском языке.
Тем не менее, раз уж Европейский союз решил привлечь внимание к этой теме, мы также воспользуемся этой возможностью, чтобы прокомментировать ряд ключевых аспектов этого дела.
Итак.
Первое.
Беларусь категорически не согласна с выводами итогового доклада ИКАО и резолюцией совета ИКАО от 18 июля. Доклад основан на неполной информации – об этом отмечается в самом документе, он содержит массу пробелов и нестыковок.
В частности, отсутствуют данные о допросе пилотов, а ведь именно они принимали решение о посадке в аэропорту Минска, а не Вильнюса после получения сообщения о потенциальной угрозе взрыва на борту.
Почему пилоты фактически допустили уничтожение аудиозаписей переговоров в кабине самолета во время принятия этого решения? Это момент крайне важный для понимания всего инцидента, который мог бы многое объяснить.
Кроме того, многие ключевые страны, имеющие непосредственное отношение к инциденту, отказались предоставить информацию об инциденте не только органам расследования Беларуси, но и рабочей группе ИКАО. Документ основан только на той информации, которая успела поступить на момент его опубликования. Об этом говорится в самом докладе.
И наоборот, Беларусь передала в ИКАО важную письменную информацию о показаниях авиадиспетчера, но рабочая группа не учла эти показания в итоговом докладе.
Разве это не прямое свидетельство попыток «подогнать» итоги расследования под заранее вынесенный эмоциональный политический вердикт, выгодный странам ЕС и США?
Еще один важный аспект: в выводах рабочей группы ИКАО вообще не упоминаются некие «высокопоставленные чиновники Беларуси, повлиявшие на принудительную посадку рейса в Минске». Из каких источников такой вывод появился в резолюции совета ИКАО и далее в грозных заявлениях ЕС, в результате каких манипуляций это стало возможным, можно только догадываться.
Это фейк номер один.
Второе.
Центральный элемент итогового доклада ИКАО – это показания некоего анонимного ключевого свидетеля. Сделанные якобы им аудиозаписи переговоров в диспетчерской башне якобы доказывают виновность белорусских властей.
Рабочая группа ИКАО утверждает, что показания так называемого ключевого свидетеля получены в результате его сотрудничества с польскими и американскими спецслужбами.
Кто этот свидетель, существует ли такой человек, имеет ли он на самом деле отношение к инциденту, непонятно. Проверить достоверность записей, раскрыть детали, кто этот ключевой свидетель, ИКАО под давлением западных стран отказалась.
Версия о том, что указанное лицо сделало запись на смартфон, не выдерживает никакой критики: смартфоны проносить в диспетчерский пункт нельзя, но этот диспетчер-призрак будто знал, что в тот день телефон надо пронести и не просто пронести, а включить запись.
Мы снова можем только догадываться, кто этот человек. Если речь идет о том минском диспетчере, который загадочно исчез после инцидента, выехав на отдых за пределы Беларуси, то у нас имеются обоснованные сомнения, что он давал показания добровольно, а не под давлением и принуждением.
Мы всерьез опасаемся за жизнь и здоровье этого человека, поскольку всему миру известны способы дознания – а на самом деле бесчеловечное обращение и пытки – которые широко практикуются спецслужбами США и целого ряда их союзников.
Призываем ЕС и США дать гарантии того, что этот человек жив и находится в безопасности.
Повторим: запись, которую предоставили спецслужбы США и Польши – это обман и подделка. Манипуляция того же порядка, что и перформанс с пробиркой, устроенный на заседании Совета Безопасности ООН.
Это фейк номер два.
Третье.
В докладе ИКАО признается, что в воздушном пространстве Беларуси не было ни сопровождения, ни перехвата, ни принуждения к посадке рейса FR4978 военным воздушным судном. Именно командир рейса «Райанэйр» лично принял решение о посадке в Минске, хотя все инструкции указывали на то, что нужно садиться в ближайшем аэропорту, то есть в Вильнюсе.
Этот важный аспект – отсутствие принуждения к посадке со стороны белорусских военных – в докладе упоминается вскользь. Ведь это не выгодно сейчас подсвечивать, правда? После того, как в прошлом году западные лидеры хором обвиняли белорусские власти в использовании боевой авиации для принуждения гражданского лайнера к посадке и использовали этот аргумент для обоснования своих санкций против всей авиационной отрасли Беларуси.
Это фейк номер три.
Хотелось бы напомнить, что это не первый доклад по «делу Райанэйр», опубликованный ИКАО в 2022 году. Коллегам из Европейского союза прекрасно известно, что был еще и январский доклад. Тот доклад также имел множество недостатков и пробелов, но всё-таки содержал слишком много выводов в пользу версии белорусской стороны.
Главный вывод, сделанный еще в январе: никакого перехвата воздушного судна не было. Еще раз обращаем на это внимание.
После публикации январской версии доклада ИКАО ни разу не обратилась к Беларуси за дополнительной информацией. Но при этом включила сомнительные показания свидетеля-призрака.
Тогда, в январе, коллеги из Европейского союза промолчали и не выносили этот вопрос на рассмотрение Постоянного совета. Почему? Надеюсь, всем понятно.
Четвертое.
Инцидент с рейсом FR4978 произошел 23 мая 2021 года. Через считанные дни ЕС принял драконовские меры в отношении белорусских авиакомпаний, включая национального авиаперевозчика «Белавиа», хотя авиакомпания не имела абсолютно никакого отношения к инциденту.
На заседании 18 июля т.г. под давлением западных стран совет ИКАО просто отказался рассматривать белорусскую жалобу на незаконные запреты в отношении белорусских авиакомпаний. Представитель США прямо заявил, что блокирование работы белорусских авиаперевозчиков – это месть со стороны Запада.
Мы согласны в том, что это нельзя расценивать иначе, как месть и черную неблагодарность Запада в адрес «Белавиа», которая в 2020 году, в самом начале пандемии, активно помогала эвакуировать граждан западных стран из самых далеких точек нашей планеты, когда родные правительства просто бросили их на произвол судьбы.
А еще это свидетельство того, что ржавчина политизации проникла уже в самые технические и далекие от политики международные организации, которыми не стесняются манипулировать наши оппоненты.
Пятое.
В сегодняшнем заявлении делегации ЕС мы вновь слышим о якобы поддержке демократии, прав человека и основных свобод, помощи белорусскому народу и гражданскому обществу.
Очередная порция лицемерия от европейских коллег. Действия ЕС не имеют никакого отношения к защите прав человека и свобод. Наоборот, из-за необоснованных и незаконных санкций и ограничений были грубо нарушены права и интересы десятков тысяч белорусов и граждан других, в том числе западных, стран.
Введя санкции против белорусской авиации, Евросоюз лишил тех самых граждан Беларуси, о которых он так на словах беспокоится, права на свободу передвижения, ущемил социально-экономические права работников авиационной отрасли и их семей.
Всё это происходит на фоне многолетнего кризиса с соблюдением прав человека в странах ЕС.
В опубликованном 4 июля докладе МИД Беларуси («The Most Resonant Human Rights Violations in Certain Countries 2022», https://mfa.gov.by/en/publication/reports/) подобраны только самые резонансные и вопиющие случаи нарушений прав человека и основных свобод в западных странах, зафиксированные за последний год. Такие доклады публикует не только Беларусь. Фактуры для них более чем достаточно.
Это лишний раз подтверждает отсутствие у кого бы то ни было монополии на непогрешимость в сфере прав человека, которые все чаще используются в качестве предлога для оказания политического давления на суверенные государства, введения необоснованных экономических санкций и даже гибридных войн. Такое «прочтение» концепции прав человека не только не способствует глобальному достижению целей устойчивого развития, но напротив реально тормозит его. А в сфере безопасности такая политика еще и чревата эскалацией конфликтов.
Спасибо, господин председатель.