Language
Сейчас в Минске   Погода в городах Беларуси

Главная Беларусь - международные организации в Вене Сотрудничество с МАГАТЭ

СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ И МЕЖДУНАРОДНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) создано в 1957 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН в целях развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Республика Беларусь является одним из государств-основателей МАГАТЭ. Штаб-квартира Агентства находится в г.Вене (Австрия).

Основной уставной целью МАГАТЭ является стремление к достижению более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире.
Руководящий орган МАГАТЭ – Генеральная конференция, состоящая из представителей всех государств-членов и осуществляющая общее руководство политикой и деятельностью Агентства.

Оперативное руководство работой МАГАТЭ осуществляет Совет управляющих, в состав которого входят 35 государств. На период 2012-2013 годов председателем Совета управляющих является Постоянный представитель Канады при международных организациях в Вене. Беларусь являлась членом Совета управляющих МАГАТЭ в 1999-2001 гг. и в 2005-2007 гг.

Административно-техническое руководство организацией осуществляет Секретариат МАГАТЭ. Секретариат возглавляет Генеральный директор, который назначается на четыре года Советом управляющих и утверждается Генеральной конференцией. С 1 декабря 2009 года Генеральным директором МАГАТЭ является гражданин Японии Юкия Амано.

18 октября 2011 г. Постоянный представитель Республики Беларусь при международных организациях в Вене В.И. Воронецкий вручил верительные грамоты Генеральному директору МАГАТЭ Ю.Амано.
В последние годы сотрудничество Республики Беларусь и МАГАТЭ развивается динамично и плодотворно.

Беларусь имеет развитую договорно-правовую базу сотрудничества с Агентством. Наша страна является участником ряда международных договоров под эгидой МАГАТЭ, включая Конвенцию о ядерной безопасности, Конвенцию об оперативном оповещении о ядерной аварии, Конвенцию о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, Объединенную конвенцию о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб, Конвенцию о физической защите ядерного материала.

Взаимодействие между Республикой Беларусь и Агентством в области нераспространения ядерного оружия осуществляется в рамках Соглашения о применении гарантий между Республикой Беларусь и МАГАТЭ, в соответствии с которым на территории нашей страны проводятся регулярные инспекции МАГАТЭ. В ноябре 2005 года был подписан Дополнительный протокол к Соглашению о применении гарантий.

На стабильно высоком уровне осуществляются политические контакты Правительства Республики Беларусь и руководства МАГАТЭ.

В августе 2001 года состоялся визит в Беларусь Генерального директора Агентства М. ЭльБарадея. В качестве признания заслуг МАГАТЭ и его Генерального директора Республика Беларусь наградила М.ЭльБарадея Орденом Франциска Скорины за особые заслуги и значительный личный вклад в процесс восстановления и реабилитации районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указ о награждении Генерального директора Агентства Орденом Франциска Скорины был подписан Президентом Республики Беларусь 4 мая 2006 г.

2-3 апреля 2012 г. состоялся визит в Беларусь Генерального директора МАГАТЭ Ю.Амано. В ходе визита прошли встречи руководителя Агентства с Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь В.И. Семашко, Министром иностранных дел Республики Беларусь С.Н. Мартыновым. Ю.Амано посетил Институт переподготовки и повышения квалификации МЧС Беларуси, детский реабилитационно-оздоровительный центр «Ждановичи». В рамках визита Генерального директора МАГАТЭ состоялась презентация белорусского отделения Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС Института радиологии МЧС Беларуси.

Республика Беларусь осуществляет практическое взаимодействие с МАГАТЭ по приоритетным направлениям с точки зрения реализации национальных интересов. Ключевыми сферами сотрудничества являются развитие ядерно-энергетической системы, укрепление ядерной и радиационной безопасности, системы готовности и реагирования в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации, осуществление гарантий МАГАТЭ, применение ядерных технологий в медицине, реабилитация регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

Основными формами взаимодействия являются проведение экспертных миссий Агентства в Беларусь, организация национальных и региональных семинаров и тренингов в Беларуси с участием экспертов МАГАТЭ, участие белорусских экспертов в мероприятиях, проводимых по линии Агентства в Австрии и других странах, подключение белорусских специалистов к процессу пересмотра норм и стандартов МАГАТЭ, организация встреч руководителей и экспертов белорусских организаций с руководством и сотрудниками секретариата Агентства.

За последние три года в Беларуси были проведены несколько миссий и семинаров с участием экспертов МАГАТЭ. В октябре 2010 года состоялась миссия по оценке национальной системы готовности и реагирования на ядерные аварии (EPREV). По результатам миссии экспертами Агентства представлены конкретные рекомендации по применению норм и стандартов МАГАТЭ, особенно с учетом опыта аварии на АЭС Фукусима в Японии. Отмечена активная и плодотворная работа белорусской стороны в данном направлении. В октябре 2010 года был организован национальный семинар по вопросам имплементации положений Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб. В мае 2011 года в Беларуси был проведен национальный семинар по оценке финансовых и инвестиционных рисков в ходе строительства АЭС. В июне 2011 года в Минске состоялся национальный семинар по вопросам укрепления регулирующего органа.

В рамках взаимодействия с МАГАТЭ по вопросам развития ядерной энергетики в период с 18 по 29 июня 2012 г. в Беларуси была проведена комплексная миссия по ядерной энергетической инфраструктуре (ИНИР). В ходе миссии сотрудники секретариата МАГАТЭ и внешние эксперты провели анализ процесса и результатов реализации национальной ядерной энергетической программы в соответствии с нормами и стандартами Агентства. В выводах по итогам миссии отмечена большая и эффективная работа, проделанная белорусской стороной в данной сфере. Рекомендации содержат конкретный перечень шагов, которые еще необходимо предпринять для решения остающихся проблем.

Итоговый отчет о миссии ИНИР был официально передан белорусской стороне в ходе встречи заместителя Генерального директора, руководителя департамента ядерной энергетики А.Бычкова с Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь А.Тозиком в рамках визита в Беларусь 4-7 октября 2012 г.
 
Проведение миссии ИНИР стало важным вкладом Беларуси в реализацию Плана действий МАГАТЭ по ядерной безопасности, утвержденному в ходе 55-й сессии Генеральной конференции Агентства в сентябре 2011 года в связи с аварией на АЭС Фукусима в Японии в марте 2011 года.

В целях активизации взаимодействия с МАГАТЭ Республика Беларусь присоединилась к Международному проекту по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (ИНПРО), направленному на решение перспективных задач ядерной энергетики, обмен информацией и опытом в области инновационных ядерных технологий.

Республика Беларусь принимает активное участие в Программе технического сотрудничества МАГАТЭ. Механизмы технического сотрудничества Агентства являются важным инструментом для передачи и внедрения в развивающихся странах передовых идей, технологий и опыта в атомной области. В рамках Программы технического сотрудничества Беларусь получает существенную помощь в ряде областей, связанных с возможным применением ядерных знаний и технологий.

Взаимодействие фокусируется на приоритетных областях сотрудничества, обозначенных в рамочном документе по вопросам техсотрудничества с МАГАТЭ «Структура программы для страны». В ноябре 2007 года Беларусь и Агентство подписали обновленный вариант данного документа. Ключевые положения «Структуры» касаются предполагаемого плана взаимодействия Беларуси и МАГАТЭ в сфере технического сотрудничества в период 2008-2013 годов. В частности, определено, что основными приоритетными направлениями такого взаимодействия являются развитие национальной ядерно-энергетической инфраструктуры, охрана окружающей среды и восстановление территорий, пострадавших в результате чернобыльской аварии, вопросы здравоохранения.

В рамках Программы технического сотрудничества МАГАТЭ на 2009-2011 годы в Беларуси реализовывались четыре национальных проекта:
 — Развитие кадрового потенциала и системы обучения специалистов для программы ядерной энергетики;
 — Улучшение радиотерапевтических услуг на территориях, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, путем внедрения одномодового линейного ускорителя;
 — Поддержка лесоводства на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
 — Укрепление регулирующего органа.

В ноябре 2011 года Советом управляющих МАГАТЭ были утверждены четыре новых национальных проекта технического сотрудничества для Беларуси:
 — Развитие инфраструктуры ядерной энергетики и системы подготовки кадров для ядерно-энергетической программы;
 — Повышение результативности работы регулирующего органа по ядерной и радиационной безопасности путем повышения эффективности аттестации специалистов и экспертов;
 — Совершенствование медицинской системы для обеспечения готовности и реагирования в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации с особым вниманием развитию практических навыков;
 — Модернизация и расширение сети атмосферного радиационного мониторинга.

Беларусь традиционно является принимающей стороной региональных последипломных учебно-образовательных курсов по радиационной защите и безопасности источников излучения. Такие курсы организуются на базе Международного экологического университета имени А.Д. Сахарова в г.Минске. Следующие курсы будут проведены в период с 8 октября по 22 декабря 2012 г. (часть 1) и с 21 января по 13 апреля 2013 г. (часть 2).

Беларусь принимает участие более чем в 20 региональных проектах Программы технического сотрудничества, в том числе в региональном проекте «Поддержка возвращения территорий, находящихся под воздействием аварии на Чернобыльской АЭС, к нормальным радиологическим условиям окружающей среды». 26-27 марта 2012 года в штаб-квартире МАГАТЭ в г.Вене состоялось координационное совещание руководящего комитета проекта с участием представителей наиболее пострадавших стран России, Беларуси и Украины, а также МАГАТЭ и ПРООН. Беларусь была представлена заместителем Министра по чрезвычайным ситуациям А.Н. Гончаровым. В ходе совещания рассмотрены итоги реализации «чернобыльского» проекта в 2009-2011 годах, согласован план реализации на 2012-2013 годы. Кроме того, участники совещания обсудили вопросы координации работы в рамках имплементации проекта МАГАТЭ и Плана действий ООН по реабилитации чернобыльской зоны на период до 2016 года.

Региональный «чернобыльский» проект МАГАТЭ рассматривается Секретариатом Агентства как одна из наиболее успешных региональных инициатив с точки зрения достижения конкретных результатов, обеспечения эффективной координации усилий участников проекта, востребованности и своевременности мероприятий, осуществляемых в рамках проекта. Кроме того, данный проект важен для обмена опытом с Японией и другими странами региона Юго-Восточной Азии в плане преодоления последствий аварии на АЭС Фукусима в Японии.

В целом «чернобыльская» проблематика остается одним из приоритетных направлений сотрудничества Беларуси и МАГАТЭ.

На протяжении 2003-2005 годов осуществлял свою деятельность Международный научный Форум ООН по Чернобылю. Форум был учрежден в развитие договоренностей, достигнутых в ходе визита в Республику Беларусь Генерального директора М.ЭльБарадея в августе 2001 года. В его работе приняли участие наиболее пострадавшие от чернобыльской катастрофы государства (Беларусь, Россия и Украина), а также ряд международных организаций системы ООН: МАГАТЭ, Всемирная организация здравоохранения, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, Программа развития ООН, Программа ООН по окружающей среде, Управление Секретариата ООН по координации гуманитарной деятельности, Научный комитет ООН по действию атомной радиации, Всемирный банк.

Итоговым мероприятием Чернобыльского форума стала международная конференция «Чернобыль: взгляд назад ради пути вперед», состоявшаяся в г.Вене в сентябре 2005 года. Участники Форума согласовали два технических доклада (по экологии и здоровью) в качестве общей позиции в отношении последствий для окружающей среды и здоровья людей, а также рекомендаций на будущее. Одним из основных выводов Чернобыльского форума стало признание того, что принятые правительствами пострадавших стран меры по преодолению аварии были в основном своевременны и адекватны. При этом было отмечено, что на перспективу приоритетами должны стать социальное и экономическое восстановление пострадавших районов Беларуси, России и Украины, а также устранение психологического груза у населения и аварийных работников. В ближайшие десятилетия должны быть продолжены целевые исследования и мониторинг в отношении долгосрочных экологических, медицинских и социальных последствий чернобыльской катастрофы. Важным является сохранение знаний, накопленных в ходе деятельности по смягчению последствий аварии.

Вклад МАГАТЭ в помощь наиболее пострадавшим от чернобыльской аварии странам отражен в резолюции «Укрепление деятельности Агентства в области технического сотрудничества», принятой консенсусом на 56-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ 21 сентября 2012 г. В документе отмечается «содействие, оказываемое Агентством наиболее пострадавшим странам», и содержится призыв к государствам «продолжать оказывать поддержку усилий этих стран по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы».

В 2009 году была запущена совместная инициатива МАГАТЭ, ПРООН, ЮНИСЕФ и ВОЗ «Международная исследовательская и информационная сеть по Чернобылю» (ICRIN). Главная задача Сети – свести воедино и консолидировать научные исследования по данной тематике, обеспечить эффективную координацию дальнейшей научной работы в этой области.